Права и обязанности классного руководителя
В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи:
- Ребенок есть субъект своего развития.
- Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
- Воспитывают не классные час, морализирование, указание ребенку его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Педагог – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
- Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
Классный руководитель имеет право:
- Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
- Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
- Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной раьоты с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся ;
- Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
- Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
- Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, вносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
- Отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей поручений;
- Определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
- Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
- Творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
- Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
- Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
Классный руководитель не имеет права:
- Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.;
- Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
- Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
- Обсуждать своих коллег в их отсутствии, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
Классный руководитель как административное лицо обязан:
- Организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
- Контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;
- Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
- Изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
- Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически основанную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
- Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
- Содействовать их социальной и правовой защите;
- Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневник учащихся);
- Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
- Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.